Все ярмарки имели рыночный характер и были направлены на продажу.
В международной практике в зависимости от специализации выделяют 10 основных типов ярмарок:
2. Ярмарки текстиля, одежды, обуви и кожевенного производства.
3. Ярмарки продуктов питания.
4. Ярмарки промышленного и гражданского строительства.
5. Ярмарки жилищно-коммунального хозяйства и бытового оборудования.
6. Ярмарки сферы здравоохранения, гигиены, техники безопасности и охраны окружающей среды.
7. Ярмарки транспортной отрасли.
8. Ярмарки в сфере информационных технологий, средств связи, оргтехники и книжного дела.
9. Ярмарки, посвященные спорту, туризму, отдыху и досугу.
10. Ярмарки в сфере торговли и оказания бытовых услуг.
Выставки, которые появились в период промышленной революции, носили несколько иной характер, их задачей было ознакомление общественности с достижениями научной мысли. Первая промышленная выставка состоялась в 1761 г. в Лондоне, а в Россию это новшество пришло в 1829 г.
Типы выставок:
2. Международные специализированные, тематика которых охватывает отдельные направления или подотрасли.
3. Международные выставки, которые проводятся в рамках конгрессов, конференций, симпозиумов.
4. Национальные выставки, которые организуются в соответствии с международными соглашениями по научно-техническому и культурному сотрудничеству.
5. Выставки дня, недели, декады, года одной страны в другой.
6. Юбилейные выставки.
7. Выставки-симпозиумы, в ходе которых читаются курсы лекций, представляются научные сообщения, сопровождаемые демонстрацией экспонентов.
8. Выставки групп фирм.
9. Выставки, которые инициируют фирмы для увеличения сбыта своей продукции на конкретном рынке.
10. Постоянно действующие экспозиции.
Основные этапы организации выставки:
1. Принятие решения об организации выставки.
2. Официальное объявление о предстоящей выставке с указанием целей, тематики, сроков проведения, стоимости участия и сроков подачи заявок на участие.
3. Формирование структуры управления организацией и проведением выставки.
4. Прием заявок на участие.
5. Проведение подготовительных организационных мероприятий, в ходе которых происходит распределение выставочных площадей, оформление соглашений между организаторами и участниками выставки, определяется количество необходимого персонала, производятся авансовые платежи за участие.
6. Монтаж экспозиции.
7. Торжественное открытие и официальная часть выставки.
8. Проведение мероприятий в ходе выставки, работа выставочных стендов.
9. Официальное закрытие выставки, демонтаж экспозиции.
10. Подведение итогов и анализ соответствия результатов выставки поставленным целям.